
Раймонду Вейонису сделали сложную кардиологическую операцию, после которой может потребоваться длительная реабилитация. Обязанности главы государства продолжит исполнять спикер сейма Инара Мурниеце, пишет газета «Вести Сегодня».
Когда во вторник утром президента перевезли из клиники «Гайльэзерс» в кардиологический центр больницы им. П. Страдыня, даже немедикам стало ясно, что состояние Раймондса Вейониса тяжелое. Косвенным подтверждением этого стало и решение президента на время болезни передать свои полномочия спикеру сейма.
А вчера рано утром представитель больницы им. Страдыня сообщил жителям Латвии, что их президент уже… на операционном столе! Из скупой информации явствовало, что инфекция в организме президента добралась до сердца и поразила сердечный клапан (или клапаны). Чтобы очаг септической инфекции удалить, необходимо хирургическое вмешательство. Спустя несколько часов все тот же пресс–секретарь больницы уведомил общественность, что операция завершилась, очаг инфекции благополучно удален и состояние президента стабильное и соответствует постоперационному периоду.
Как видите, и вчера, даже после операции канцелярия президента и врачи больницы Страдыня не были готовы предоставить общественности более широкую информацию. Возможно, это связано с суеверием медиков — обычно хирурги имеют привычку говорить «гоп» только по истечении первых суток после операции. Судя по всему сегодня, когда минует 24 часа после операции, кардиохирурги все–таки проведут нечто вроде брифинга для журналистов.
Тем не менее рискнем представить, точнее — смоделировать ситуацию, чтобы понять, что же произошло с президентом, в чем была суть операции на сердце и чего можно ожидать после операции. Особо подчеркнем: это только наша версия, основанная на скупой официальной информации, информации из кулуаров власти и общении с экспертами–медиками.
Что случилось с главой государства?
Вероятно, президент 7–9 дней назад подцепил какой–то сильный вирус, который стремительно дал осложнения — присоединилась бактериальная инфекция, впоследствии развилось септическое воспаление, поразившее сердце (скорее всего, эндокард — внутренняя оболочка стенки сердца). Инфекционный эндокардит поразил клапан (или клапаны). Очевидно, что антибактериальное лечение (антибиотики) в этой ситуации уже не очень эффективно и необходимо хирургическое вмешательство, чтобы удалить этот «септический нарыв» — в противном случае велик риск тромбоэмболии и как следствие — инсульт или инфаркт. То есть возникла реальная угроза жизни президента.
Отметим, что в прежние годы такая операция была очень травматичной — это полостная операция с большим разрезом грудной клетки. Начиная с 2009 года кардиохирурги больницы им. Страдыня освоили и применяют менее травматичные методы — производится совсем небольшой боковой надрез грудной клетки. Однако все зависит от состояния конкретного пациента — иногда приходится прибегать и к полостной операции.
А вместо клапана — протез
В ходе операции президенту заменили пораженный клапан на протез. Если ситуация позволяет, то обычно больному предлагают выбрать, какой протез устанавливать — механический и биологический (из лепестковой аорты свиней). У каждого вида протеза есть свои преимущества и свои отрицательные стороны. Механические протезы «вечные», то есть ставятся пожизненно. Но в этом случае пациент будет вынужден до конца жизни пить сильные кроверазжижающие препараты и постоянно проверять коэффициент свертываемости крови. Биологические не требуют столь тщательного приема вышеперечисленных медикаментов, но зато велик риск износа протезов и возникает необходимость (обычно через 15 лет) повторной их замены. А это опять сложная операция.
Операция на сердце с заменой клапанов — это, как вы понимаете, не операция по удалению бородавки на руке. Требуется длительная реабилитация — от двух недель до полугода. Поэтому сейчас даже сложно сказать, когда Раймондс Вейонис сможет вернуться в строй. В любом случае, пожелаем ему скорейшего выздоровления!
Мурниеце «на хозяйстве»
Ну а пока обязанности главы государства исполняет спикер сейма Инара Мурниеце. Политическая ситуация осложняется тем, что у нас нет де–факто ни только президента, но и правительства. Нет, конечно, в Латвии не возникло вакуума власти — в конце концов, до утверждения нового правительства свои обязанности в полной мере исполняет отставное правительство Страуюмы. Но представим худший сценарий — Марису Кучинскису не удается сформировать правительство. И что тогда?
Эксперт в области конституционного права Эдгарс Пасторс пояснил, что исполняющий обязанности президента — в данном случае это спикер сейма, не имеет права полностью перенимать все функции главы государства. То бишь И. Мурниеце не может распустить парламент или выдвинуть другого кандидата в премьеры. Она лишь вправе исполнять отдельные репрезентационные функции главы государства. Это значит, что в случае провала миссии Кучинскиса правительство Страуюмы может продолжать работу еще какое–то неопределенное время.
Впрочем, вопрос об объеме полномочий спикера сейма в отсутствие президента (в том числе и по болезни) весьма спорный. В конституции (статья 52–я) говорится лишь о том, что «место президента выполняет» спикер сейма в случае, если президент находится за пределами страны или если любым другим образом затруднено исполнение им своих должностных обязанностей. Отсюда вопрос: если глава государства длительно не в состоянии выполнять свои обязанности, а обстоятельства требуют принятия определенных решений, то что делать?
Однако не будем забегать вперед и дождемся заявления медиков относительно длительности процесса выздоровления президента.
Спасибо за поддержку
Вчера семья Раймондса Вейониса и прежде всего его супруга Ивета Вейоне в социальных сетях поблагодарила всех, кто в эти трудные дни поддержали добрыми словами и президента, и его родных. «Любое доброе пожелание нашей семье важно — оно делает нас сильнее», — написала в социальной сети facebook первая леди.
Скорейшего выздоровления главе государства пожелала и и. о. премьера Лаймдота Страуюма, и евродепутат Сандра Калниете, призвавшая молиться за президента и за то, чтобы кардиохирургам все удалось.
Из истории болезни VIP–персон
Отметим, что все предыдущие президенты второй республики во время исполнения своих полномочий смогли избежать серьезных хирургических операций. Правда, Валдис Затлерс перенес аж две сложные операции. Но это уже случилось после того, как его президентские полномочия закончились и он был просто депутатом сейма.
Если брать других высоких должностных лиц, то в бытность премьером с травмами в больницу попадали и Андрис Шкеле, и Иварс Годманис. Серьезные проблемы со здоровьем возникали и у Роберта Килиса, когда тот руководил минобразом — он неделями находился в стационаре, в том числе и в кардиологической клинике больницы им. Страдыня. Очень долго болела в свое время и министр здоровья Ингрида Цирцене.
Закон «О гостайне» запрещает засекречивать информацию о состоянии здоровья президента, однако это вовсе не означает, что президент и его канцелярия обязаны предоставлять всю информацию о здоровье — или, точнее, болезни — главы государства, включая точные медицинские диагнозы, результаты анализов, других обследований и т. п. Ни в одном законе четко не прописан объем обязательно раскрываемой информации о состоянии здоровья первых лиц. Отсюда можно сделать вывод, что все–таки сам президент вправе решить, что ему рассказывать и не рассказывать общественности.
Что ж, и министры тоже люди, и все мы под Богом ходим…
Абик ЭЛКИН
abik@vesti.lv
67088707